Особенности создания шрифтового плаката
Плакатом называется полиграфическое издание, имеющее вид печатного материала, который содержит шрифтовую или изобразительную информацию. Плакаты могут нести на себе рисунки, фотографии, коллажи, которые сопровождаются текстом, либо быть шрифтовыми (содержащими текст без рисунков). Плакаты используются в качестве рекламы, либо несут на себе материалы чисто информационного характера.
Если плакат не содержит никаких изображений, главным средством художественной выразительности для него является шрифт. Именно он должен сделать информацию доступной, узнаваемой и впечатляющей. Поэтому для создателя шрифтового плаката на первый план выходит задача гармонически уравновешенной композиции, соответствия рисунка букв и цвета фона содержанию информационного материала.
В шрифтовом плакате всегда есть главные строки, на которых необходимо акцентировать внимание зрителя. Способ их расположения, как правило, зависит от объема текста, который должен уместиться на листе. По композиционным особенностям различают два типа расположения информации на плакате. Если композиция центральная, используют принцип «золотого сечения». Для этого лист разделяют по высоте на две части. Размеры частей (верхней и нижней) соотносятся, как пять к восьми. Если объем текста достаточно велик, верхнюю строку плаката располагают как можно выше с таким расчетом, чтобы вся информация поместилась на нижней части листа. Флаговый тип композиции состоит в том, что все строки текста размещаются на одной линии от бокового края листа. При этом зрительная ось располагается слева от геометрического центра композиции. При такой системе расположения строк композиция может иметь и несколько зрительных осей.
Композиция шрифтового плаката может быть и блочной. Такой тип применяется в тех случаях, когда тест можно разбить на строки, имеющие примерно одинаковое количество букв и не содержащие большого числа союзов и предлогов, которые визуально «разбивают» текст, нарушая его однородность. Блочная композиция бывает симметричной (при оформлении текста в один блок) и асимметричной (когда текст разбивают на несколько блоков).
При работе над плакатом специалист обычно не подгоняет его содержание под готовые схемы композиции. Как правило, художник начинает с изображения макета плаката на пропорционально уменьшенном листе бумаги, и выбирает тип композиции, а также цвет и вид гарнитуры, исходя из содержания и назначения будущего произведения.