Виды шрифта: наборный и рисованный
Наборный и рисованный шрифты существуют параллельно, и использование каждого из них вовсе не означает невозможность применения другого. Различия между этими видами шрифтов велики, но не настолько, чтобы не возникала возможность их влияния друг на друга.
Принципиальными свойствами наборного шрифта являются стандартность, универсальность и надиндивидуальность. Наборный алфавит сконструирован из стандартных взаимозаменяемых элементов (стоек, штрихов и т. д.), начертание которых стабильно и закономерно. Каждый наборный шрифт имеет присущую всем его знакам и литерам ширину и высоту (вернее, соотношение высоты и ширины). Эта закономерность обеспечивает гармоничность шрифта и его художественную целостность. Кроме того, каждый наборный шрифт универсален. Это значит, что он может быть использован в любых целях, независимо от того, для чего его изобрел автор. Универсальность шрифтов отражается и в разнообразии способов их воспроизведения: наборный шрифт может быть не только напечатан, но и скопирован, отштампован или отлит из различных материалов, вырезан и расклеен. После создания, наборный шрифт как бы абстрагируется от своего автора и становится достоянием каждого человека, который сочтет необходимым им воспользоваться. Происходит и процесс отчуждения шрифта от конкретной технологии и материала; гарнитура становится нейтральной, и может использоваться разными людьми по различным поводам.
Рисованный (рукописный, гравированный и т. д.) шрифт имеет полностью противоположные качества. Он создается ради конкретного произведения — надписи, а не для изобретения гарнитуры. Искусство рукописного шрифта неотделимо от живописи и графики, к которым неприменимо понятие о расчленении процесса на этапы проектирования стандартных деталей и последующей компоновки из них каких– либо конструкций. Знаки, составляющие рукописную надпись, не существуют отдельно друг от друга. Вся композиция воспринимается, как единое произведение, ее нельзя разложить на составные элементы, подобно тому, как наборный шрифт разделяется на литеры. Рисованную надпись невозможно стандартизировать, она всегда индивидуальна. Ее восприятие человеком так же целостно, как восприятие живописного или графического произведения.
Виды шрифта (наборный и рисованный) влияют друг на друга. Так, рисованный шрифт может быть использован в качестве основы при разработке наборной гарнитуры. Нередко предпринимаются и попытки внести строгость и усредненность наборного шрифта в рукописные надписи.