Шрифты, применявшиеся для печати первых европейских книг
Первые книги были рукописными. С изобретением печатного станка возникла необходимость в формах для отливки подвижных литер. Так как мастерами-печатниками становились, как правило, бывшие граверы, писцы–каллиграфы или золотых дел мастера, они создавали печатные формы по привычным для них рукописным образцам. При этом, несмотря на то, что книгопечатание развивалось, параллельно с ним долгое время продолжало существовать ручное переписывание книг.
Первые печатные шрифты имели в своей основе пять основных рукописных вариантов письма, преобладавших в Европе в XV веке:
- так называемое «архитектоническое» письмо, применявшееся для копирования литургических книг. Сделанные по этому образцу печатные шрифты имели изломы в нижней и верхней части литер;
- Textualis. Книжный шрифт готической формы. Использовался для отливки литер среднего и малого размера;
- «Бастарда». Готическое книжное письмо, содержащее элементы курсива;
- канцелярское каллиграфическое письмо (готический курсив). Созданные на его основе шрифты применялись для печатания светских и религиозных документов;
- гуманистическое книжное и курсивное письмо.
Около половины книг, выпущенных в Европе до 1480 года, были напечатаны книжным готическим шрифтом, около 35%— гуманистическим, а все остальные— бастардой. Немецкие печатники предпочитали работать с характерными готическими шрифтами, обогащенными элементами, пришедшими из рукописных книг. Примерами таких шрифтов являются швабах и верхнерейнский. В Италии был более распространен гуманистический шрифт. На его основе сформировался очень гармоничный латинский шрифт, называемый антиквой, который впоследствии распространился по всем европейским странам. Интересно, что антикву применяли для печатания латинских текстов, тогда как при печати книг на национальных языках применялся преимущественно готический шрифт.
В первых печатных книгах шрифт соответствовал назначению издания. Например, книги богослужебного содержания печатали книжной готикой крупного формата, тогда как издания светской направленности печатали бастардой, зачастую имевшей национальные особенности. Заголовки первых книг вписывали вручную, обычно используя киноварь. Позже появилась печать в два цвета, а также способ выделения заголовков и колонтитулов другим шрифтом или их печать литерами большего размера.