Историческая справка
Историю письма изучает специальная историко-филологическая наука - палеография (греч. palaios - дpeвнии и grapho - пишу). Палеография рассматривает практически все вопросы, связанные с историей формирования и развития письма. Такие, например, как изучение памятников древней письменности, изучение экономических и социальных факторов, влияющих на развитие письма и формирование его стилей, изучение эволюции графической формы букв, пропорции их элементов, материалы и инструменты письма, разрабатывает методики исследования письма. Эти вопросы рассматриваются в графическом дизайне при проектировании шрифтов и графических композиций. Помимо общих историко-теоретических вопросов дизайнер-график исследует формальные особенности и свойства шрифтовых стилей, шрифтовых гарнитур; технические параметры шрифта; поведение шрифта в мелком и крупном кегле; его технические и эстетические качества в различных видах текстового и акцидентного набора. Все эти знания Heo6xoдимы при разработке различных типографских форм от листовки и визитки до книги и плаката или уличного рекламного транспаранта. Каждый этап исторического развития латинского и русского алфавитов представляет собой в отношении формы и стиля законченную графическую систему. Знание исторических форм письма и законов их формообразования необходимо дизайнеру при разработке современных шрифтовых проектов, когда исторические формы письма помогают художнику избежать в своей работе возможных стилистических в формальных ошибок. Типографские шрифты, разработанные для текстового и акцидентного набора, не всегда пригодны для проектирования современных рекламных комплексов, когда требуются шрифты с выразительным, характерным рисунком знаков и, что особенно важно, с совершенной логикой их формообразования. Этим требованиям а полной мере отвечают исторические формы письма. Шрифтовая форма неразрывно связана с общей культурой той или иной эпохи, знание и понимание этой культуры необходимо для профессиональной деятельности дизайнера. Древние виды письма невозможно применить в современных графических проектах в качестве носителя информации, но, например, древнеегипетская культура всегда может стать источником вдохновения и помощником в творчестве художника. Строгая каноническая система древнеегипетского искусства, многие века формировавшая его стилевые особенности, композиционные приемы, цветовую гамму, делает это искусство ярким, неповторимым, а благодаря своей совершенной по форме гротесковой условности в наибольшей степени соответствует современным тенденциям развития графического дизайна. В первой части пособия история развития латинского алфавита представлена до 1570 года, когда Николай Уенсон разработал свой шрифт и завершил многовековое формирование графемы латинского типографского алфавита, история развития кириллическего алфавита пpeдcтaвлeнa дo 1710 года, когда по Указу Петра Первого была разработана Гpaждaнcкaя Азбука, oпpeдeлившaя направление развития русского типографского шрифта. Во втором paздeлe пособия говорится о развитии типографских, наборных шрифтов за пepиoд с 15 по 20 век и параллельно представлена историческая классификация типографской шрифтовой графики. Основные этапы исторического развития наборных шрифтов излагаются на фоне краткой культурологической характеристики эпохи возникновения той или иной шрифтовой формы. В заключительном разделе пособия излагается терминология шрифтовой формы, анализируются характерные особенности ее графических элементов и конструктивного построения знаков алфавита. Кроме того, в этом paздeлe говорится об основных прикладных формах шрифтовой графики - это монограмма, логотип и шрифтовой плакат, в проектировании которых в наибольшей степени проявляются знание и понимание формальных возможностей шрифтовой формы, ее эмоционально-психологического воздействия.